Игровая психотерапия с детьми

Среди всех видов психотерапии, которые применяются у детей, игровую вполне логично можно назвать самой что ни на есть подходящей. Этот вариант требует максимально возможного включения врача в процесс работы с ребенком, очень доброжелательного отношения с его стороны и достаточного количества времени.

Виды и методы игровой психотерапии и методика ее выполнения

Игровая психотерапия с детьми -психотерапия-с-детьми-1

Существует три вида игровой психотерапии, различающихся общим сценарием процесса:

  1. Спонтанная, основанная на импровизации врача или (в некоторых случаях) самого ребенка.
  2. Направленная, то есть разыгрываемая по заранее подготовленному сценарию.
  3. Сказкотерапия.

Игровая психотерапия показана детям в возрасте от 2 до 12 лет, – раньше и позже этого диапазона лечение теряет большую часть своей эффективности. Проводить терапию можно как при острых невротических расстройствах, так и при хронических, меняется только способ. При острых нарушениях (например, при невротическом мутизме) проводится только спонтанная игровая терапия, при хронических же (чаще всего это затруднения в общении) варианты могут чередоваться.

Игра с ребенком позволяет ему чувствовать себя свободнее, проявить свою фантазию, дает ему возможность эмоционально самовыразиться без четких рамок.

Игровая психотерапия проводится в специальной комнате, в которой должен находиться большой набор разнообразных игрушек. Реквизит должен подбираться врачом. В ряде случаев ребенка бывает трудно сразу включить в игру, особенно если он эмоционально закрыт, стеснителен или напуган. В таком случае работу можно начать с рисования, поэтому в комнате обязательно должны быть письменные принадлежности, инструменты для рисования.

Спонтанные игры, как правило, представляют собой импровизированные стрессовые ситуации, например, спор, ссора, легкое обвинение. Очень важно помнить, что все это остается в рамках понятия «игра» и ни в коем случае не травмирует ребенка. Подобные методы игровой психотерапии необходимы для вызова наиболее искреннего эмоционального ответа, большего вовлечения его в процесс психотерапии.

Игровая психотерапия с детьми -психотерапия-с-детьми-3 Из созданной врачом стрессовой ситуации ребенок должен найти выход (с помощью или самостоятельно). Успех в поиске этого выхода оказывает огромный положительный эффект на психику.

Направленные игры при психотерапии, как уже говорилось, проводятся по созданному специально сценарию. В таком случае участники принимают какие-либо роли (как врач, так и пациент) и в ходе игры находят способы решения проблемы. Например, «успокоить» преследующие ребенка страхи могут игры с использованием тематических страшных масок, боязнь темноты помогает устранить игра в прятки, а замкнутость может преодолеть роль известного красноречивого персонажа.

Игры с инсценировками наиболее эффективны у детей до 7 лет, поскольку в этот период происходит так называемое «ролевое» развитие.

Сказкотерапия — важная часть игротерапии

Сказкотерапия – одна из самых эффективных вариаций игровой психотерапии у детей раннего возраста. Способов проведения ее множество:

  • простое рассказывание сказок;
  • сочинение сказок совместно с ребенком;
  • изготовление масок или кукол персонажей из той или иной сказки;
  • разыгрывание сказок или сценок из них;
  • «сказочная» медитация.

Игровая психотерапия с детьми -психотерапия-с-детьми-2

Медитация на сказки действительно существует и, более того, достаточно широко практикуется психотерапевтами. Она может осуществляться в двух вариантах: в виде статической (ребенок спокойно лежит, в комнате играет спокойная музыка, а врач читает сказку) и динамической медитации (ребенок выполняет любые однообразные действия, тематически подходящие к сути сказки или выбранной им роли).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *