Групповая психотерапия у детей

Рубрика: Дом и семья   | Комментарии: Нет комментариев

Существует расхожее заблуждение, что групповая психотерапия у детей обладает меньшей эффективностью, чем индивидуальная. Это верно разве что в том смысле, что методов работы с группой детей меньше, чем с одним ребенком. В индивидуальной психотерапии можно использовать суггестию, рационализацию, арттерапию и т.д., в групповой – только игровые формы работы, групповое рисование (в сравнении с индивидуальной «рисуночной» терапией оно преследует несколько иную цель) и гетеросуггестию.

 

Показания и противопоказания к проведению

Групповая психотерапия у детей -психотерапия-у-детей-2

Есть три основных группы показаний к проведению групповой психотерапии у детей (речь идет только о детях!):

  1. Затруднения в общении и те нарушения, которые могут быть с этим связаны: скованность, застенчивость, замкнутость, мнительность (вплоть до навязчивостей), неумение ждать.
  2. Тяжелые конфликты в семье или другом близком для ребенка окружении, которые не удается разрешить при помощи семейной и индивидуальной психотерапии.
  3. Изменения личности, которые формируются в том случае, если ребенок длительно страдает невротическими состояниями. Сюда можно отнести эгоцентризм, патологически повышенную требовательность, агрессивность и т.д.

Противопоказания к групповой психотерапии более чем очевидны: возбуждение, ажитация, выраженная агрессия, которая может быть опасна для других членов группы, тяжелые соматические заболевания, снижение интеллекта, нежелание лечиться.

 

Принципы подбора групп детей

Выбор участников группы – самый важный и принципиальный этап групповой психотерапии. Он действительно имеет наибольшее значение – от него зависит весь успех лечения вообще.

Групповая психотерапия у детей -психотерапия-у-детей-1

Групповая психотерапия у детей

Основных критериев для отбора детей в группы всего два: характер заболевания и возраст. В конечном итоге, разумеется, врач отталкивается от большего количества требований, но эти два всегда должны соблюдаться беспрекословно.

В одной группе можно работать с детьми со сходными патологиями или чертами характера. К примеру, среди больных неврозами хорошо совместимы пациенты с нарушениями речи невротического характера, мутизмом, афонией, неврастенией в любом ее проявлении, страхами. Истерический невроз, напротив, не сочетается ни с одним другим заболеванием, поскольку дети с этой проблемой крайне возбудимы и, нередко, от групповых занятий может становиться хуже как ребенку с истерией, так и остальным детям. Также плохо удается групповая психотерапия у детей с тревожными состояниями.

Второй критерий – возраст детей. От этого же параметра зависит и то, сколько детей будет в одной группе. До 5 лет в группу набирают не более 4 детей, до 11 – не более 6, в возрасте же 11-14 лет детей в группе может быть больше 8.

Длительность сеансов групповой психотерапии у детей также зависит от возраста участников группы и колеблется от 45 минут до 1,5 часов.

 

Методика групповой психотерапии у детей

Объединение детей в группу происходит не сразу. Группа – это действительно группа, а не случайно собранные дети в определенном возрасте с той или иной болезнью. После подбора детям нужно время на знакомство. Можно посещать с ними какие-либо мероприятия (развивающего характера), направлять беседу в нужное русло (например, начать разговор об интересном фильме, который смотрели все или большая часть участников).

Групповая психотерапия у детей -психотерапия-у-детей-3

Групповая психотерапия у детей

В тот момент, когда дети начнут делиться друг с другом своими переживаниями и проблемами, можно начинать непосредственно психотерапию. К слову, первый этап сам по себе оказывает отличный терапевтический эффект.

На втором этапе применяется игровая психотерапия. Игры могут быть как спонтанные, основанные на импровизации, так и направленные, тематические, выбранные врачом. В ролевых играх дети сами выбирают себе роли, психотерапевт в этом процессе участвовать не должен. Если дети хотят изменить сюжет игры или роли, это спокойно допускается.

Третий этап – тренирующие игры. После второго, чисто игрового этапа, этот метод будет восприниматься больными значительно проще, чем без него. Тренирующие игры призваны развивать память, внимание, реакцию, координацию движений, самоконтроль (у старших детей).

Можно использовать домашние задания, в которых ребенка просят нарисовать что-то на заданную тему. На сеанс дети приносят свои рисунки, после чего они обсуждаются в группе.

Заключительный этап – закрепляющий. Он проводится в самом конце курса психотерапии, на последнем сеансе, и заключается в повторном кратком обсуждении проблем группы, процесса их решения и результатов лечения.

 

Понравилась статья? Оказалась полезной? Поделитесь с другими:
Возможно, вас также заинтересует:
Оставьте свой комментарий

Рекламный блок:

Подпишитесь и получайте новости сайта на почту:

Наверх